top of page

Памяти Вадима Александровича Малышева
In memory of Vadim Alexandrovich Malyshev

                                 Авторская аннотация
  Первая редакция произведения была написана в 1993-94 гг. и неоднократно исполнялась. Во второй редакции была поставлена задача добиться бо́льшего стилистического единства, исходя из явных и скрытых особенностей оригинала.

  В первой части изложение приближено к свойственному кюям двухголосию, но с опорой на полифоничность, характерная густота звучания кобыза передана тембровыми удвоениями. Песенная тема второй части сопровождается подголосками, педальными нотами, созвучиями. Эти элементы фактуры «подсказаны» темой.

  Третья часть начинается ударно-ритмической звучностью, которая затем развивается гармонически, значительна роль джазовости. В четвёртой части к пентатонной мелодии присочинена окрашенная хроматикой концовка. Далее хроматизм проникает в побочные голоса путём полутонового смещения мелодических и гармонических интервалов большой секунды. В ведущем голосе использовано ладовое варьирование и обращение. В пятой части пентатоника дополняется диатоникой в побочных голосах, что не влияет на основной лад. Песенность и танцевальность оттенены контрастом темпов и фактуры.

  Крайние части цикла медленные, средние подвижные. Это закономерность общего темпового плана. В первой и второй части представлены образцы казахской народной музыки, в третьей– дунганской, в четвёртой– корейской, в пятой –татарской.

  Author's abstract
  The works’ first edition was written in 1993-94 and was performed for many times. In the second edition, the task was to achieve greater stylistic unity, based on the overt and hidden features of the original. In the first part, the texture is close to the two-voice characteristic of the kyuis, but
based on polyphony, the characteristic density of the sound of the kobyz is conveyed by timbre doubling.

  The song theme of the second part is accompanied by undertones, pedal notes, consonances. These texture elements are "suggested" by the theme. The third part begins with a percussive-rhythmic sonority, which then develops harmoniously, the role of jazziness is significant. In the fourth part, an ending colored with chromaticity is added to the pentatonic
melody. Further, chromatism penetrates into side voices by semitone shifting of melodic and harmoniintervals of a major second. The leading voice uses modal variation and inversion.

  In the fifth part, the pentatonic scale is supplemented by the diatonic scale in side voices, which does not affect the main mode. Songs and dances are shaded by the contrast of tempos and textures. The extreme parts of the cycle are slow, the middle parts are mobile. This is the pattern of the general tempo plan. Samples of Kazakh folk music are presented in the first and second parts, Dungan in the third, Korean in the fourth, and Tatar in the fifth.

Квинтет для духовых. Прелюдия, Хорал и Фуга - Unknown Artist
00:00 / 00:00

О первой редакции квинтета

   Квинтет – одно из сочинений раннего периода творчества композитора, носящее экспериментальный характер и апробирующее возможности избранного состава. Заложенная в нем тенденция слияния старинных форм европейской музыки с интонационностью, восходящей к казахскому музыкальному фольклору, найдет более зрелое продолжение в сонате «Казахская бахиана» для фортепиано (существует также органная версия) и других произведениях автора.

   Исследователем Квинтета стала Лилия Абдрахманова, автор магистерской диссертации «Квинтет для деревянных духовых инструментов в музыкальной культуре Казахстана», защищённой в Казахском Национальном Университете искусств 15.07.2021. Магистрантка отмечает, что первым казахстанским автором, создавшим произведение для квинтета духовых, был Б. Баяхунов. Завершённое в 1967 году, оно впервые прозвучало на съезде композиторов Казахстана (1968 год) в исполнении квинтета Казахской государственной филармонии имени Жамбыла в составе: флейта – В. Глебов, гобой – Т. Ткишев, кларнет – А. Каньшин, валторна – Д. Ремизов, фагот – Ю. Лукичев . В том же составе осуществлена аудиозапись на Казрадио ( «Золотой фонд», Д- 34322).

   В цикле для квинтета духовых инструментов Б. Баяхунова «Прелюдия, хорал и фуга», полагает Л. Абдрахманова, можно отметить многие знаковые черты полифонии (хорал, фуга), а также вариантность как следствие непрерывного движения горизонтальных линий. Произведение Б. Баяхунова – образец взаимодействия барочных жанровых образцов с интонационным словарем казахской музыки и стилистикой современной композиции. Примечания: в процессе набора текста многие исполнительские обозначения оригинала изменены ради выделения ведущих голосов ансамбля; в последних двух тактах партия флейты поднята на октаву выше, в ц.1, т.1 Прелюдии приведён вариант исполнения; учитывая своеобразие замысла, а также необходимость в пополнения отечественного репертуара для данного состава, автор намерен создать вторую редакцию Квинтета.

Б.Баяхунов. Прелюдия, Хорал и фуга, 2 ред - Unknown Artist
00:00 / 00:00

Новая версия квинтета

   Во второй редакции Квинтета полностью пересочинена Прелюдия. Схожесть начальных мотивов с известной монограммой BACH не была преднамеренной. Но в совокупности с другими интонациями связанная с монограммой хроматика является прообразом звуковысотности всего сочинения. Хорал сохранил свой облик, исключая некоторые редакционные правки. Внесены изменения в конструкцию Фуги, начиная с темы.

   Уже в экспозиции использованы различные способы её изложения. В разработке нарастает контрастность развития и звуковая масса. Фуга как бы исчерпывает свой потенциал, уступая место вновь появившемуся Хоралу. Каденция фагота заключает весь цикл. При всей своей внешней простоте Квинтет достаточно сложен для интерпретации. Его музыкальное содержание и выстроенность партитуры способны привлечь внимание исполнителей.

"Отзвуки мукама". Для струнного квартета - Unknown Artist
00:00 / 00:00

​Аннотация
   Соната "Отзвуки мукама" для фортепиано создана летом 1990 г. в Доме творчества «Таутурген», расположенном близ Алма-Аты. Там же была исполнена пианистом Михаилом Бурштиным. Поводом к сочинению послужило знакомство композитора с публикацией
уйгурских мукамов (Тамара Алибакиева. Двенадцать уйгурских мукамов. Выпуск первый. Алма-Ата, Өнер,1988).

   Заимствованный из сборника материал после многократного проигрывания и
вслушивания в его стилистику преломился в оригинальную авторскую композицию.    Многие черты первоисточника повлияли на характер сонатности и строение цикла.Это выразилось в применении характерных ритмов (усулей), попевок,имитации звучания дутара. Две части сонаты основаны на типичном для мукамов контрасте медитативности и танцевальности.
Мукам – вокально-инструментальная композиция, относимая к шедеврам профессиональной музыки устной традиции.Аналогичные мукаму жанры "маком" и "мугам" бытуют в музыкальных культурах Востока.

Версия для струнного квартета создана в 2017 г.


Annotation
Sonata “Muqam’s echoes” for piano was created in Summer 1990 at the Art House “Tauturgen” situated near Almaty, Kazakhstan It was performed there by pianist Mikhail Burshtin. The pretext of it was the composer’s acquaintance with a publication of Uighur muqams (Tamara Alibakieva. Twelve Uighur Mukams. First Edition. Alma-Ata, Oner, 1988). This material was adopted from the collection after frequent playing and attentive listening of its stylistics and was interpreted into the original author’s composition.
Many of the primary source features influenced by the characterof the sonata and cycle structure.It was expressed in characteristic rhythms (usuls), motives, dutar sounding imitation. Two parts of the sonata are based on contrast of meditativeness and dancing style, typical for muqams. Muqam is a vocal-instrumental composition, which belongs to the masterpieces of oral tradition of the professional music. Analogous to muqam genres – “macom” and “mugham” – exist in Eastern music cultures. The version for the string quartet was created in 2017

Ыскырма. Для флейты-пикколо и камерного оркестра - Unknown Artist
00:00 / 00:00
Б.Баяхунов. Обработка 4 прелюдий Г Жубановой. Для камерного оркестра - Unknown Artist
00:00 / 00:00
bottom of page