В 1985 г. фирма «Мелодия» выпустила диск «Дунганские народные песни и мелодии». Созданием диска занимались историк Ильяс Юсупов и композитор Бакир Баяхунов.
Бакир Баяхунов
Bakir Bayakhunov
Важнейшие факты биографии
– Баяхунов Бакир Яхиянович родился 15 сентября 1933 года в Алма-Ате. Отец композитора, Баяхунов Яхия Каримович (1909-1985), - известный ветеринарный врач, педагог и ученый. Мать, Баяхунова (Маева) Халима Шилазовна (1912 - 2007) - фельдшер, посвятившая бóльшую часть жизни воспитанию четверых детей и внуков (Подробнее о семье Б. Баяхунова).
- 1941– поступил в общеобразовательную школу.
– 1951-1954– учился на геофизическом факультете Ленинградского Горного института.
– 1954-1960 – обучался в Алма-Атинской государственной консерватории.
– 1960-1962 – стажировался в Московской консерватории по композиции у М.М. Чулаки, полифонии у С.С. Скребкова, инструментовке у Д.Р. Рогаль-Левицкого и Ю.А. Фортунатова.
– 1962 – стал педагогом кафедры теории музыки Алма-Атинской консерватории.
– 1962-1963 – прошёл педагогическую стажировку в Московской консерватории под руководством проф. В.В. Протопопова (курс полифонии ), также продолжил занятия в классе композиции
М.И. Чулаки; посещал лекции проф. Г.И. Литинского в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
– 1963-2008 – вёл педагогическую работу в Алма-Атинской консерватории, с 1970 на кафедре композиции (1983– доцент, 1991 - профессор).
- 1976 (февраль-июнь) – направлен на педагогическую стажировку в Московскую консерваторию.
2002- 2005 – вёл факультатив по композиции в Алма-Атинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского.
- 2011 ( февраль-июнь) – преподавал музыкальную информатику в Алма-Атинском музыкальном колледже им. П.И. Чайковского.
1979-1981 – работал заместителем председателя Союза композиторов Казахстана.
– 1989 – на учредительной конференции избран председателем Дунганского культурного центра в Алма-Ате.
–1983 – присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Каз ССР, в 1990 – Народного артиста Каз ССР.
– 2018 – решением ректората удостоен звания Почётный профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.
– 2020 – Б. Баяхунову вручена медаль к 75- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. от имени Президента Российской Федерации
Баяхунов Бакир Яхиянович – композитор, педагог, общественный деятель, родился 15 сентября 1933 года в г. Алма-Ата в семье ветеринарного врача. В 1960 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции проф. К.Х. Кужамьярова. В 1960-63 стажировался в Московской консерватории: по композиции у проф. М.И.Чулаки, по полифонии у проф. С.С. Скребкова и В.В. Протопопова, по инструментовке у проф. Д.Р. Рогаль-Левицкого и Ю.А. Фортунатова.
С 1963 преподавал на кафедре теории музыки Алма-Атинской консерватории, в 1969 – 2008 на кафедре композиции (1983-доцент, 1991- профессор). В 2002-2005 вел композицию и в 2011 - музыкальную информатику в Алматинском музыкальном колледже имени П.И. Чайковского.
Б. Баяхунов представляет в композиторском мире дунганскую диаспору Центральной Азии, являясь её первым профессиональным композитором. Восприятие европейского опыта сочетается в его сочинениях с глубоким интересом к музыке Востока. Дунганская тематика отражена в Первой и Второй симфонии (1980,1984), ориентальная – в Пятой симфонии «Аура Востока»(2000). К миру казахской архаики обращена Четвёртая симфония (1992). В Третьей симфонии (1989) нашли иносказательное воплощение декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате. Шестая симфония, «Экологическая», связана с философской проблематикой окружающей среды. Седьмая симфония, «Коркыт», претворяет мифологическую тематику.
Многие сочинения навеяны образцами народной и профессиональной музыки. Таковы Соната «Отзвуки мукама» для фортепиано, Соната «Два портрета Бетховена» для фортепиано и литавр, «Две дунганские песни» для симфонического оркестра.
Б.Баяхунов создал также сочинения в вокальном, хоровом жанрах, музыку к фильмам. Перу композитора принадлежат обработки китайской музыки, в их числе редакция и оркестровка симфонической поэмы «Амангельды» выдающегося китайского композитора Си (Сянь) Синхая.
Б.Баяхунов возглавлял творческие комиссии Союза композиторов, работал заместителем председателя правления. Является автором музыкально-критических, научных и публицистических статей. Был консультантом по дунганской диаспоре при Верховном Совете Казахской ССР, первым председателем Дунганского культурного центра. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1983), народный артист Казахской ССР (1990). Награждён медалями в связи с 10-летием независимости Республики Казахстан (2001), 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.(2010),70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.(2015), 75-летием Победы в Великой Отечественной 1941-1945 гг.(2020), Почетной грамотой Президента Республики Казахстан (2004).
Список сочинений (неполный):
оперы – камерная опера «На сайте Mail.Ru» (2008); камерная опера «В тот день осенний» (2017, о судьбе поэта Магжана Жумабаева);
для оркестра – симфонии №1 (1980), №2 (1984), №3 (1989), №4 (1992), №5«Аура Востока» (2000-2002), №6 « Экологическая» (2007), №7 «Коркыт» (2011); «Вальс» (1961),Увертюра (1963), «Кюй» (1965), Поэма «Памяти Масанчи» (1967, вторая редакция - 1997), Поэма «Двадцать восемь» (1975), Сюита на дунганские темы (1981), Казахская увертюра (1998), Увертюра на тему Даулеткерея (2003); симфоническая поэма «Музыка на тему Канарбая» (2017);
для одного инструмента с орк. – Концерт для скрипки с оркестром (1960, вторая редакция - 1992, третья редакция - 2003), Концерт для фортепиано с оркестром (1993); «Осенняя печаль» – поэма для кларнета и струнного оркестра по мотивам Абая (2005);
для камерного оркестра – Три пьесы (1967), Концерт (1976), Дунганские эскизы (1981); Сюита на татарские темы (1992);
для камерного ансамбля – струнный квартет (1962), «Пять послесловий» для струнного квартета (2003), Соната «Отзвуки мукама» – версия для струнного квартета (2017), Соната «Два портрета Бетховена» для фортепиано и литавр (1991);
для фортепиано в 2 руки – Соната «Отзвуки мукама» (1990), Соната №2 (1991, 2011– вторая редакция); Соната №3 «Казахская бахиана» (1996, 2012 – вторая редакция);
для органа – Соната «Казахская бахиана» (2002, 2014 –вторая редакция);
для фортепиано в 4 руки – «Серенада» (1992). «Дунганский марш» (1997, 2009 – вторая редакция);
для инструмента без сопровождения – Поэма «Любимый Маву» для скрипки соло (1986), «На струнах кобыза» для альта соло (1993), Поэма «Скрипка Си Синхая» для скрипки соло (2005, 2011– 2013 – вторая редакция), «Три портрета» для виолончели соло (2001, 2007 – вторая редакция, 2012 – третья редакция ), «Аужар» для скрипки соло (2018), «Осенняя песня фламинго для альта соло ( 2020);
для голоса и фортепиано – вокальные циклы: «Песни о старом Китае» на слова Ясыра Шиваза (1957), на слова поэтов Азии (1961), «Монолог» на слова Омара Хайяма (1977, 2013 – вторая редакция), «Больная кукла» на стихи советских поэтов (1979); «8 японских трёхстиший» на слова Мацуо Басё (1991), «Из лирики китайских поэтесс» (1994);
для хора без сопровождения – Три поэмы для женского хора и тенора на слова Мусы Джалиля (1984), «Песни - загадки» для смешанного хора на казахские народные тексты (1986); хоровой цикл «Магжан» (1997, вторая редакция – 2011);
редакции сочинений других авторов – редакция и инструментовка симфонической поэмы Си Синхая (Сянь Синхая) «Амангельды» (1998, обновленная версия –2018); транскрипция Четырёх фортепианных прелюдий Г. Жубановой для камерного оркестра (2007), «Дайрабай» – транскрипция для фортепиано оркестровой пьесы Е. Рахмадиева (2009), оркестровая редакция вокально-симфонической поэмы Ж. Тезекбаева «Қобланды батыр» (оригинал создан в 1982) – 2019.
Литературные сочинения: «Дунганская народная песня» – сборник статей «Народная музыка в Казахстане», Алма-Ата, 1967; «Пёрселл и Стравинский на алма-атинской сцене» – «Советская музыка», №7, 1978; «Голоса дружбы» – сборник статей «Воспитание культуры межнациональных отношений», Алма-Ата,1988; «Мелодия жизни» – «Московский ритм» №34, апрель - июнь 2006, Москва; «Композиторская эпопея Евгения Брусиловского» – «Новая музыкальная газета», сентябрь-ноябрь 2010, Алматы;
«В творческой мастерской» (очерк) – Композиторы Казахстана (творческие портреты композиторов Казахстана), сборник статей,
составитель Кетегенова Н.С. – Алматы, Болашак», 2012; «Кафедра композиции Казахской Национальной Консерватории имени Курмангазы (1944-1994)» (очерк, соавтор Н. Акжигитова) – Алматы, 2012; «О дунганской музыкальной фольклористике» – Вестник Казахской Национальной Консерватории имени Курмангазы, 2014, сентябрь; «Домбровое двухголосие» – Saryn art and science journal 4 (16) 2017.
Литература о творчестве Б. Баяхунова: Тифтикиди Н. Устремлённый вперёд. – «Советская музыка» № 5, 1962; Шантырь Г. Содружество творческих индивидуальностей. – «Советская музыка» №10, 1978;
Андреева Е. В центре внимания – премьеры.– «Советская музыка» №6, 1981; Измайлова Л. Бакир Баяхунов.– «Композиторы союзных республик», выпуск 6, Москва, 1988; Л. Федянина. Почерк – Картина души. – «Советская музыка» №2, 1991; Измайлова Л. Аура Востока. – «Музыкальная академия» №4, Москва, 1999.
Bayakhunov Bakir Yakhiyanovich – composer, teacher, public figure, was born on September 15, 1933 in Alma-Ata in the family of a veterinarian. In 1960, he graduated from the Alma-Ata Conservatory, prof. Kuddus Kuzhamyarov’s composition class. From 1960 to 1963, he trained at the Moscow Conservatory; in the prof. Mikhail Chulaki’s composition, in the prof. Sergey Skrebkov and Vladimir Protopopov’s polyphony, in the prof. Dmitry Rogal-Levitsky and Yuri Fortunatov’s instrumentation.
Since 1963 he has taught at the faculty of Music Theory in the Alma-Ata Conservatory, from 1969 to 2008 at the faculty of Composition (1983-associate professor, 1991-professor). Moreover, he taught composition and musical informatics at the Tchaikovsky Music College in Almaty (the city of Alma-Ata was renamed to Almaty in 1993).
Bayakhunov represents the Dungan diaspora of Central Asia in the world of composing, being its first professional composer. The perception of the European experience is combined in his compositions with a deep interest in East music. Dungan themes are reflected in the First and Second Symphonies (1980,1984), and oriental motives can be found in the Fifth Symphony "Aura of the East" (2000). The Fourth Symphony (1992) is addressed to the world of Kazakh archaism. In the Third Symphony (1989), the December events of 1986 in Alma-Ata found an allegorical embodiment. The Sixth Symphony "Environmental" is associated with the philosophical urgency of the environment. The seventh symphony "Korkyt" embodies the mythological theme.
Many of the compositions are inspired by samples of folk and professional music such as Sonata "Echoes of Mukam" for piano, Sonata "Two portraits of Beethoven" for piano and timpani, “Two Dungan
Songs” for a symphony orchestra. Bayakhunov also created compositions in vocal and choral genres, music for films. Also, the composer made arrangements for Chinese music, including editing and orchestration of the symphonic poem "Amangeldy" by the outstanding Chinese composer Xi (Xian) Xinghai.
Bayakhunov headed the creative committee of the Union of Composers, worked as deputy chairman of the board. He is the author of critique, scientific, and journalistic articles. He was a consultant to the Dungan diaspora at the Supreme Soviet of the Kazakh SSR, the first chairman of the Dungan cultural center. He was entitled as Honored Artist of the Kazakh SSR (1983), People's Artist of the Kazakh SSR (1990). Bayakhunov was also awarded with medals because of the 10th anniversary of the independence of the Republic of Kazakhstan (2001), the 65th anniversary of Victory in the Great Patriotic War
of 1941-1945 (2010), 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945 (2015), 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945 (2020), and Certificate of Honor of the President of the Republic of Kazakhstan ( 2004).
List of works (incomplete):
operas - chamber opera On the Mail.Ru website (2008); chamber opera On That Autumn Day (2017);
for orchestra - symphonies No. 1 (1980), No. 2 (1984), No. 3 (1989), No. 4 (1992), No. 5 "Aura of the East" (2000-2002), No. 6 "Ecological" (2007), No. 7 "Korkyt" (2011); "Waltz" (1961), Overture (1963), "Kui" (1965), Poem "In Memory of Masanchi" (1967, second edition - 1997), Poem "Twenty-eight" (1975), Suite on Dungan themes (1981), Kazakh Overture (1998), Overture on a Theme by Dauletkerei (2003); symphonic poem "Music on the theme of Kanarbai" (2017);
for one instrument and orchestra - Concerto for violin and orchestra (1960, second edition - 1992, third edition - 2003), Concerto for piano and orchestra (1993); "Autumn Sorrow" - a poem for clarinet and string orchestra based on Abai (2005);
for chamber orchestra - Three pieces (1967), Concert (1976), Dungan sketches (1981); Suite on Tatar themes (1992);
for chamber ensemble - string quartet (1962), "5 afterwords" for string quartet (2003), Sonata "Echoes of mukama" - version for
string quartet (2017), Sonata "2 Portraits of Beethoven" for piano
and timpani (1991);
for piano two hands - Sonata "Echoes of Muqam" (1990), Sonata No. 2 (1991, 2011 - second edition); Sonata No. 3 "Kazakh Bahiana" (1996, 2012 - second edition);
for piano four hands - "Serenade" (1992). Dungan March (1997, 2009 - second edition);
for organ - Sonata "Kazakh Bakhiana" (2002, 2014 - second edition);
for solo instrument - Poem "Loved Mawu" for solo violin (1986), "On the strings of kobyz" for viola solo (1993), Poem "Xi Xinghai's Violin" for solo violin (2005, 2011-2013– second edition), “ Three Portraits "for solo cello (2001, 2007 - second edition, 2012 - third edition), "Aujar" for solo violin (2018)," Autumn Flamingo Song for solo viola (2020);
for voice and piano - vocal cycles: "Songs about Old China" to the words of Iasyr Shivaza (1957), to the words of poets of Asia (1961), "Monologue" to the words of Omar Khayyam (1977, 2013 - second edition), "Sick Doll"
on the verses of Soviet poets (1979); “8 Japanese Three-lines” to the words of Matsuo Basho (1991), “From the Lyrics of Chinese Poetesses” (1994);
for unaccompanied choir - Three poems for female chorus and tenor to words by Musa Jalil (1984), "Songs - Riddles" for mixed choir on
Kazakh folk texts (1986); choral cycle "Magzhan" (1997, second edition - 2011);
revisions of works by other authors , transcriptions, arrangements - revision and instrumentation of Xi Xinghai's (Xian Xinghai) symphonic poem "Amangeldy" (1998, updated version - 2018); transcription of Four Piano Preludes by G. Zhubanova for chamber orchestra (2007), "Dayrabai" - piano transcription of an orchestral piece by E. Rakhmadiev (2009), orchestral version of the vocal-symphonic poem by Zh. Tezekbayev "Hoblandy Batyr" (original created in 1982) - 2019.
Literary works:
"Dungan folk song" - a collection of articles "Folk music in Kazakhstan", Alma-Ata, 1967; “Purcell and Stravinsky on the Alma-Ata Stage” - “Soviet Music”, No. 7, 1978; "Voices of Friendship" - a collection of articles "Education of the culture of interethnic relations", Alma-Ata, 1988; “Melody of Life” - “Moscow Rhythm” No. 34, April - June 2006, Moscow; "The composer's epic of Yevgeny Brusilovsky" - "New Musical Newspaper",
September-November 2010, Almaty; "In a creative workshop" (sketch) - Composers of Kazakhstan (creative portraits of composers of Kazakhstan), a collection of articles, compiled by Ketegenova NS -
Almaty, Bolashak ", 2012; "Department of Composition at the Kurmangazy Kazakh National Conservatory (1944-1994)" (essay, co-author N. Akzhigitova) - Almaty, 2012; "About the Dungan musical
folklore "- Bulletin of the Kurmangazy Kazakh National Conservatory, 2014, September; "Dombra two-voice" - Saryn art and science journal 4 (16) 2017.
Literature on the work of B. Bayakhunov: N. Tiftikidi. Striving forward. - "Soviet Music" No. 5, 1962; Shantyr G. Commonwealth of creative individuals. - "Soviet Music" No. 10, 1978;
Andreeva E. In the center of attention - premieres. - "Soviet Music" No. 6,
1981; Izmailova L. Bakir Bayakhunov. - "Composers of the Union Republics", issue 6, Moscow, 1988; L. Fedyanina. Handwriting - Picture of the soul. - "Soviet Music" No. 2, 1991; Izmailova L. Aura of the East. - "Music Academy" No. 4, Moscow, 1999.