Баяхунов и культура дунган

Бакир  Баяхунов - первый профессиональный композитор,  представляющий культуру дунган. Дунган (или хуэйцзу) относят к  этническим  китайцам, исповедующим ислам. Далекими  потомками дунган считают выходцев из  многих  стран Востока, осевших в  Китае. Дунгане СНГ, предки  которых  мигрировали  в  XIX веке в  Россию, образовали  несколько  иную  этническую общность. Ныне тесные  связи  с  исторической  родиной  вносят  новое  содержание в их  национальную  идентичность. 

Бакир Яхиянович специально изучал народную музыку, еще учась в консерватории записывал дунганские песни. Свои наблюдения он изложил в статьях "О дунганской музыке", "О дунганской музыкальной фольклористике", «Дунганская  народная  песня» и других работах.

2red1958  август  село Александровка.jpg

Август 1958 года. Работа  с  дунганским  музыкальным  ансамблем  в  Киргизии. Село Александровка, Московский район Чуйской области. Б. Баяхунов первый слева в нижнем ряду.

В 2021 году появился "Сборник дунганских народных песен и инструментальных напевов"совместный проект Центра дунгановедения и китаистики Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова НАН КР и композитора Бакира Баяхунова (труды автора о фольклоре можно увидеть на странице сайта, посвященной этому вопросу). 

В творчестве композитора впервые заиграл всеми красками дунганский фольклор, сюжеты и мотивы самобытной культуры.  В молодые годы Баяхунов написал симфоническую поэму на сюжет песни-легенды "Мынчжанюй". В раннем творчестве композитор часто обращался к поэзии классика дунганской литературы Я. Шиваза.

Большой общественный успех имели другие произведения на дунганскую тему, среди которых – "Две  дунганские песни" для симфонического  оркестра,  Поэма  для  скрипки  соло "Любимый Маву", Вторая  соната для  фортепиано, посвященная  памяти Ясыра Шиваза, поэма "Памяти Масанчи", "Дунганские эскизы" для камерного оркестра, "Сюита на дунганские народные темы", симфонические сочинения.

Отдавая дань музыке своего народа, Бакир Баяхунов включал в орбиту своего творчества музыкальные традиции восточных и европейских культур. "Мне нередко задают вопрос – преемником какой школы я себя ощущаю? – говорит композитор. – Могу сказать, что это, прежде всего, русская школа. Я учился у Куддуса Кужамьярова. Кужамьяров – у Евгения Брусиловского: ученика М. Штейнберга (зятя и ученика Римского-Корсакова). Шутя, меня называют праправнуком Римского-Корсакова. Я чувствую себя и наследником культурного ареала всего бывшего СССР, распад которого я ощутил как потерю художественного пространства".

Баяхунова  волнуют  не  только  вопросы  культуры  дунганского  народа, но и его социальное самочувствие. О том говорит  его  общественная деятельность и публицистика (см. раздел "О межнациональных отношениях").